Духовное развитие

Духовный подход к взаимоотношениям

Rattlesnake-Ridge-Engagement-56

Основная проблема наших взаимоотношений – та, которая лежит в основе всех других проблем, в том числе и в основе синдрома влюбленности, – состоит в том, что мы страдаем от неправильного представления о своей истинной сущности. Проблема заключается в том, что наше основное представление о самих себе ошибочно. Мы считаем себя гораздо менее способными, чем мы есть на самом деле. Это ошибочное представление заставляет нас смотреть на любовь как на нечто существующее вне нас и искать ее в других, хотя правильнее было бы понять, что мы и есть по сути своей та любовь, которую мы ищем. А поскольку мы верим, что другие люди обладают властью давать и забирать любовь, в которой мы нуждаемся, мы отдаем себя в их руки.

Неожиданная причина проблем, возникающих в наших взаимоотношениях

Стоит только открыть свою настоящую сущность, как мы тут же увидим, что недостаток любви, от которого мы страдаем, есть всего лишь иллюзия. Та идея, что мы, простые смертные, потеряли связь со своим истинным «я», очень стара и описана многими людьми из самых разных стран. Один из моих любимых рассказов на эту тему – история о Золотом Будде.

Много лет назад, путешествуя по Дальнему Востоку, я посетил храм со статуей Золотого Будды в Таиланде и услышал там эту невероятную историю.

В 1950-е годы, чтобы освободить место под новую автотрассу, монахов одного из монастырей Бангкока попросили перенести в другое место огромную глиняную статую Будды. Поскольку вес статуи составлял почти три тонны, ее решили поднимать гигантским краном.

Как только ее приподняли с постамента, в глине появилась трещина, и статую тут же поставили обратно. Тут, еще более усугубляя ситуацию, пошел дождь. Монахи решили подождать, пока дождь прекратится, и, защищая статую от дождя, накрыли ее большим куском брезента.

Ночью один из монахов решил убедиться, что во время ливня статуя не пострадала. Он приподнял брезент и посветил на нее фонариком. Когда луч фонарика попал на то место, где была трещина, монах увидел яркий отблеск, исходящий изнутри. Содрав ногтем глину, он обнаружил нечто блестящее. Взяв палку, он соскреб еще немного глины, а затем внезапно вскочил и побежал в монастырь. Вернувшись к статуе с молотком и зубилом, он начал отслаивать глину. Всю ночь напролет монах продолжал трудиться, пока наконец не освободил из-под глины почти трехтонную статую Будды из чистого золота.

По всей видимости, несколько столетий назад, когда бирманская армия (Бирма теперь называется Мьянма) оккупировала Сиам (нынешний Таиланд), ее солдаты подвергли страну разграблению, конфискуя все ценное. Поэтому монахи покрыли драгоценную статую глиной, чтобы она стала похожей на бесполезное глиняное изваяние, которое не представляет интереса для бирманской армии. Когда оккупанты вошли в монастырь, они не тронули глиняного Будду, но убили всех монахов, знавших о маскировке. Таким образом, этот секрет сохранялся в тайне на протяжении столетий – до тех пор, пока монах не посветил в трещину статуи своим фонариком.

Мы все подобны этому глиняному Будде из Бангкока. Наше тело есть глиняная оболочка, а наша суть похожа на Золотого Будду. Именно тело и мысленные представления (порожденные нашим эго) делают нас беспомощными и слабыми, зависящими от окружающих людей. Тела на самом деле скрывают от нас красоту, богатство, силу и великолепие нашего истинного «я», находящегося внутри нас. Эта золотая сущность – назовем ли мы ее высшим «я», или нашей природой Будды, или сознанием Христа, или как-то иначе – и есть наше истинное «я», которое не имеет границ, за исключением тех, которые мы сами для него устанавливаем. Так что же такое это истинное «я»? Давайте сделаем еще один шаг на пути познания этой волшебной внутренней силы.

Ложное и истинное «я»

Чтобы узнать, что является истинным, мы должны определить, что считается ложным. На приведенной ниже диаграмме «Аспекты «я»» показано наше ограниченное представление о самих себе и других людях.

Ложное «я» (или эго, как я его называю) обозначается на диаграмме пунктирной линией в крошечной нижней части перевернутого треугольника из-за своей незначительной и призрачной природы. Как вы уже начинаете видеть, эго по сути своей есть не что иное, как иллюзия. Но оно настолько коварно, что именно в нем зарождается смещение понятий о нашей индивидуальности: подавляющее большинство людей верят, что эго и есть их настоящее и цельное «я». Но на самом деле это «я» является таким же незначительным, как и пунктирная линия на диаграмме!

Принимаем свою внутреннюю Божественную сущность

Мысль о том, что мы представляем собой нечто большее, чем просто тело, может беспокоить некоторых ученых, придерживающихся ньютоновских взглядов на жизнь, другим она может показаться очередным бредом в духе секты «Новый Век». А третьи примут эту мысль с распростертыми объятиями, в глубине души зная, что она верна.

Но самые ярые ее противники могут находиться среди тех, кто придерживается теистических взглядов на мир. Мысль о том, что мы являемся частью того, что называется Божественным, может звучать богохульно даже несмотря на то, что священные тексты всех религий, в том числе христианства и иудаизма, содержат места (довольно часто не замечаемые), которые ясно поддерживают такую идею. Настоящим богохульством будет отрицание нашей Божественной наследственности.

Истинное «я» как сама любовь

Любовь и духовность

Если, как говорят нам различные религии, Бог есть Любовь, тогда и мы, обладающие той же природой, тоже являемся любовью. Внутри нас находится бесконечный запас любви, поэтому нам не нужно искать ее во внешнем мире. Если мы ищем ее, значит, считаем, что отделены от нее, опустошены и лишены цельности. А это, в свою очередь, усиливает наше чувство неполноценности и пустоты.

С другой стороны, мы легко можем почувствовать, что любовь является нашей истинной сущностью, если сознательно будем дарить любовь другим. Отдача любви является прекрасным напоминанием о том, что внутри нас существуют ее огромные запасы. Всякий раз, когда мы испытываем потребность в любви, нам нужно лишь проявить ее самим, и тогда мы почувствуем эту Любовь – внутри себя, а не где-то отдельно от нас.

Когда мы обнаружим свое истинное «я», мы поймем, что являемся в большей степени духом, нежели телом. Мы также обнаружим, что бескорыстная любовь – естественное состояние. Любя бескорыстно, мы не требуем ничего взамен, потому что, как сказал в своей знаменитой молитве святой Франциск Ассизский, «отдавая, мы приобретаем». Отдать что-либо от всего сердца – то же самое, что и приобрести что-либо.

В духовном браке мы сохраняем самообладание, нас не волнуют ни похвала, ни критика, однако мы всегда готовы проявить сочувствие к другим.

Проявляя выдержку, которая появляется лишь благодаря мыслям, наполненным любовью, мы можем принимать все происходящее, не осуждая, не борясь с ним и не переживая по его поводу. Мы можем за внешним обликом людей увидеть их внутренний дух и их истинную сущность. Живя с осознанием того, что мы являемся любовью, мы принимаем других такими, какие они есть, и не пытаемся их изменить. При таком прощении и принятии других мы обнаруживаем, что по-настоящему счастливы, ибо нас никто и ничто не может разочаровать.

Когда мы довольствуемся тем, что есть, мы больше не нуждаемся ни в чем. Мы уже больше не воспринимаем мир через свои мнимые потребности, в поисках того, что должно, по нашему мнению, заполнить пустоту. Чаще, чем когда-либо, мы можем быть довольными своей жизнью, даже и в трудных обстоятельствах. Все, включая встречаемых нами людей и условия, в которых мы оказываемся, представляет собой ситуации, позволяющие нам обнаружить, что нашей истинной сущностью является любовь.

И тогда мы не пытаемся переделать других под себя, но испытываем глубокое и полное ощущение единения со всем окружающим. Таковы предпосылки для духовного брака. Именно в моменты, когда мы испытываем это чувство единения и осознания своей истинной сущности, мы ощущаем настоящее и безграничное счастье.

Грейсон Генри — Mindful любовь. Осознанные чувства